С чего все начиналось Петр I: Генеральный регламент, от 28 февраля 1720 г. История резиновых штампов Что такое сфрагистика? Экслибрис Геральдика Штампы, Оснастки, Визитные карточки Фамильные печати Древний Ближний Восток, Древняя Греция и Рим, Восточная Азия Печати Духовенства

 

Обычно говорят- лучший подарок  - это книга.

 А книга с экслибрисом самый лучший подарок!

 

Эклибрис (от лат. exlibris из книг) - книжный знак, определяющий принадлежность определенной книги данному владельцу. 

Различают несколько типов экслибрисов:

  1. Шрифтовые - они состоят только из имени и фамилии владельца книги;

  2. Художественные - состоящие из рисунка, обычно, лаконично говорящего о интересах и профессии владельца эклибриса или о составе его личной библиотеки. 

Также эклибрисы различают по технике исполнения:

Эклибрисы простые - штемпельные, в виде типографского набора;

Эклибрисы цинкографические и сложные - они выполнены на определенном материале: гравюры на линолеуме, дереве, меди (офорт), оргстекле.

 

На протяжении долгого времени в печатной истории у владельцев книг возникало желание отобразить на книгах свое имя. Сначала это осуществлялось примитивно: на книге ставились надписи о принадлежности этой книги тому или иному человеку. В то время книги представляли собой особую ценность, именно поэтому надпись, которая состояла из слов (ex libris) и фамилии и имени, была необходима. Книга была настоящим дорогостоящим имуществом человека, экслибрис доказывал ее принадлежность тому или иному человеку.

Расцвет Искусства экслибриса связано с появлением в Германии в 16в. книгопечатания. Раньше над созданием экслибрисов трудились известные художники того времени А.Дюрер, Л.Кранах Старший и др. 

В Россию экслибрис пришел при Петре I. Такие книжные знаки имели все его сподвижники: Д. Голицын, Я. Брюс, Р. Арескин, А.Лефорт

 
 
 
До 19 века большая часть библиотек принадлежала к личным собраниям привилегированных сословий, вот почему большинство таких книжных знаков были геральдическими с изображением герба владельца книг. Популярными также были и вензелевые знаки на книгах. В 19в. владельцами личных библиотек в основном становились ученые, писатели, художники и художественный экслибрис постепенно вытесняет гербовый.
 
 
 
 На первую половину 20 века приходится расцвет русского художественного экслибриса. В создании экслибриса принимали участие такие художники как Е.Лансере, А.Бенуа, , М.Добужинский, К.Сомов и др. Они создавали произведения искусства, а не обычный книжный знак. В каждом экслибрисе был свой аромат и индивидуальность их автора, призванного раскрыть неповторимость и уникальность каждого владельца книги.
 
Бывало что экслибрисы выполняли роль пророков. Так случилось и с экслибрисами Николая II и его сына. У большинства членов царской семьи были собственные экслибрисы. Обычно, это были книжные знаки двуглавым орлом или короной. На этом фоне книжные знакт, изготовленные в 1907 году для Николая II и цесаревича Алексея, выглядели весьма неожиданно. Необычность была в особых символах, которые художник экслибрисист использовал для создания этих знаков.
 
 
 
 
 На экслибрисе императора в обрамлении из лавровых листьев был изображен двуглавый орёл, он оказался буквально распят на андреевском кресте. На груди орла был щит с монограммой «Н/II», вокруг которой была цепь ордена Андрея Первозванного. Знак ордена Андрея Первозванного изначально был выполнен в виде двуглавого орла, на его груди располагался андреевский крест с распятым на нём апостолом. Символика этого знака говорила о подвиге веры во имя торжества христианства на Руси и будущего величия российского государства . Трудно было бы не догадаться, что это изображение служило крайне дурным предзнаменованием для владельца экслибриса и имело прямо противоположное значение.
 
 
 
 
 Также обстояли дела и с экслибрисом сына Николая II. На нем, был изображен окруженный сиянием ангел, он держал в руках щит на котором был изображен двуглавый орел. На груди орла был щит с  монограммой «Н/II». Над орлом был нимб с полукруглой надписью. По церковному преданию, ангел сопровождал души мертвых к Богу. Двуглавый орёл и символ императора в руках ангела - ужасное предзнаменование! Можно допустить, что ангел - это образ невинного ребенка, каким тогда  был цесаревич Алексей, но тогда зачем изображать нимб над ним?
 
Долгое время экслибрис оставался востребованным и популярным графическим искусством, тесное и непосредственное отношение к этому искусству имели штемпельных дел мастера. Сегодня мы должны констатировать спад интереса к экслибрисам. Возможно, это связано с общим спадом внимания к обычной печатной книге. Даже в самом штемпельном деле в 1990-е года была практически утеряна традиция изготовления книжных знаков, которые в наше время стали очень редкой и эксклюзивной продукцией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Отправить заявку

Прикрепить свои файлы

Максимальный размер загружаемого файла - 10 МБ, суммарный - 20 МБ